Палех

«Осенью приедешь к себе в Палех. Дождь, грязь невозможная.

Мать пельменями накормит, чайку попьешь, ляжешь на печь на овчину. Пахнет знакомо. Сухим горячим кирпичом. Кот в ногах лежит.

Лежишь и думаешь: вот тут есть, действительно, пуп земли. Нигде я себя так хорошо не чувствую, как в Палехе».

П.Д. Корнин
Из воспоминаний В.М. Голицына.
Палех
П.Д. Корин. Крестовоздвиженская церковь в Палехе. 1907 год.

Село Палех

Село Палех Владимирской губернии (ныне Ивановской области) впервые упоминается в летописях, начиная с XV века, когда эти земли принадлежали князьям Палецким из рода Стародубских. С 1618 по 1861 год Палехом владел род Бутурлиных.

Овечка
В XVII село превращается в крупный центр иконописания, а также становится местом проведения больших ярмарок, проходивших ежегодно в день престольного праздника собора Крестовоздвижения.
Иконопись

«Помню я рассказ отца про моего прадеда Егора. Прадед был великолепный миниатюрист по иконописи. Он работал у себя дома, в маленькой светелочке, которая содержалась в очень опрятном виде. Внутри светелочка была оклеена белой бумагой и расписана различными летающими птицами, а над определенным местом, где сидел и работал прадед, был изображен парящий орел. Все эти летающие птицы что-то подсказывали прадеду, давали какую-то мысль о свободе».

Из воспоминаний Аристарха Дыдыкина

Корин А.Д. Рисунок с картины М.С. Климанова «Палехский иконописец 80 -х годов XIX века Коурцев Василий Иванович».

Иконопись

Палех стоит особняком не только географически. Его мастеров отличает неповторимый, свойственный лишь им стиль иконописи. Он вобрал в себя черты новгородской, строгановской и московской иконописных школ.

Изящество письма, сложность форм, цвет, тонкий вкус — все это составляло суть палехского искусства. Недаром произведения местных мастеров ценили такие строгие знатоки, как старообрядцы.

Знаковыми для Палеха были образы святых с житием, праздники, акафистные иконы, где свое высочайшее мастерство показывали так называемые мелочники.

Кроме того, палешане славились монументальными фресковыми росписями. Местных мастеров приглашали в Москву, Новгород и Владимир расписывать и реставрировать храмы.

Инструменты иконописца

Несмотря на ежедневный крестьянский труд, среди палешан было немало потомственных иконописцев.

Сафоновы, Париловы, Белоусовы, Удаловы, Коровайковы, Корины, связанные семейными узами и традициями, десятилетиями трудились вместе в крупных мастерских или самостоятельно.

Дети в семьях иконописцев с раннего возраста постигали искусство иконописи. Они привыкли видеть, как работают их родители – как делают краски, как кладут левкас.

Прориси

В семьях хранились иконные образцы, или прориси, а также их фрагменты, бережно наклеенные на листы бумаги, копии гравюр, понравившихся рисунков икон и фресок из храмов, в которых бывали палешане.
Прорись «Рождество Богородицы». XIX в. Прорись «Рождество Богородицы». XVIII-XIX вв.
Школа
Иконописная школа,
1907 г.

C середины XIX века, несмотря на давние традиции, из-за массового изготовления икон искусство иконописи стало превращаться в ремесло.

Мастерские иконописцев превратились в фабрики по производству икон. В связи с этим в 1901 году под покровительством императора Николая II был создан Комитет попечительства о русской иконописи, который должен был способствовать сохранению этого уникального вида изобразительного искусства. Другой задачей Комитета было создание иконописных школ в исторических центрах иконописания. В одной из таких школ в селе Палех с 1903 по 1907 год учился и П.Д. Корин.

Палехская живопись

После Октябрьской революции, не имея возможности в дальнейшем писать иконы, палешане, которые не представляли своей жизни без творчества, обратились к новому для них виду искусства. Художники основали Артель древней живописи и начали расписывать шкатулки, броши, ларцы из папье-маше.

Даже в новой форме мастера сохраняли традиционный вкус и стиль, что делало их произведения узнаваемыми.

Недаром уже в 1925 году палехские мастера получили золотую медаль на выставке в Париже.

Современные фото Палеха