«Осенью приедешь к себе в Палех. Дождь, грязь невозможная.
Мать пельменями накормит, чайку попьешь, ляжешь на печь на овчину. Пахнет знакомо. Сухим горячим кирпичом. Кот в ногах лежит.
Лежишь и думаешь: вот тут есть, действительно, пуп земли. Нигде я себя так хорошо не чувствую, как в Палехе».
«Помню я рассказ отца про моего прадеда Егора. Прадед был великолепный миниатюрист по иконописи. Он работал у себя дома, в маленькой светелочке, которая содержалась в очень опрятном виде. Внутри светелочка была оклеена белой бумагой и расписана различными летающими птицами, а над определенным местом, где сидел и работал прадед, был изображен парящий орел. Все эти летающие птицы что-то подсказывали прадеду, давали какую-то мысль о свободе».
Из воспоминаний Аристарха Дыдыкина
Палех стоит особняком не только географически. Его мастеров отличает неповторимый, свойственный лишь им стиль иконописи. Он вобрал в себя черты новгородской, строгановской и московской иконописных школ.
Изящество письма, сложность форм, цвет, тонкий вкус — все это составляло суть палехского искусства. Недаром произведения местных мастеров ценили такие строгие знатоки, как старообрядцы.
Знаковыми для Палеха были образы святых с житием, праздники, акафистные иконы, где свое высочайшее мастерство показывали так называемые мелочники.
Кроме того, палешане славились монументальными фресковыми росписями. Местных мастеров приглашали в Москву, Новгород и Владимир расписывать и реставрировать храмы.
Учебное пособие "видок".
Этапы написания иконы Богоматерь Иверская.
Начало ХХ в.
Положение ризы. Палехские письма.
Собрание П.Д. Корина.
Начало XIX век.
Иоанн Богослов. Палехские письма.
Собрание П.Д. Корина.
Конец XVIII - нач. XIX века.
Распятие, с предстоящими избранными святыми. Палехские письма.
Собрание П.Д. Корина.
Конец XVIII - начало XIX века.
Иоанн Богослов на Патмосе. Палехские письма. В.И. Хохлов(?).
Собрание П.Д. Корина.
Конец XVIII века.
Иоанн Предтеча в пустыне. Палехские письма.
Из собрания П.Д. Корина.
Начало XVIII век.
Рождество Богоматери с избранными святыми на полях. Палехские письма.
Из собрания П.Д. Корина.
Первая половина XIX века.
Антоний Римлянин. Палехские письма. З.Ф. Бронин.
Из собрания П.Д. Корина.
1823 год.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни со сценами жития.
Из собрания П.Д. Корина.
Палехские письма. XVIII век.
Несмотря на ежедневный крестьянский труд, среди палешан было немало потомственных иконописцев.
Сафоновы, Париловы, Белоусовы, Удаловы, Коровайковы, Корины, связанные семейными узами и традициями, десятилетиями трудились вместе в крупных мастерских или самостоятельно.
Дети в семьях иконописцев с раннего возраста постигали искусство иконописи. Они привыкли видеть, как работают их родители – как делают краски, как кладут левкас.
C середины XIX века, несмотря на давние традиции, из-за массового изготовления икон искусство иконописи стало превращаться в ремесло.
Мастерские иконописцев превратились в фабрики по производству икон. В связи с этим в 1901 году под покровительством императора Николая II был создан Комитет попечительства о русской иконописи, который должен был способствовать сохранению этого уникального вида изобразительного искусства. Другой задачей Комитета было создание иконописных школ в исторических центрах иконописания. В одной из таких школ в селе Палех с 1903 по 1907 год учился и П.Д. Корин.
После Октябрьской революции, не имея возможности в дальнейшем писать иконы, палешане, которые не представляли своей жизни без творчества, обратились к новому для них виду искусства. Художники основали Артель древней живописи и начали расписывать шкатулки, броши, ларцы из папье-маше.
Даже в новой форме мастера сохраняли традиционный вкус и стиль, что делало их произведения узнаваемыми.
Недаром уже в 1925 году палехские мастера получили золотую медаль на выставке в Париже.